Зеленый! Поехали. Сейчас налево, затем направо вдоль канала, еще немного, вот и приехали. Рахмат сизга!
Оба выскакиваем из душной коробочки “Tiko. И я приехал в наш «Мэйд»,
так мы называем между собой учебно-производственную мастерскую с
красильным цехом Human Made, созданную галерей «Человеческая О!дежда и
ЮНЕСКО.
Окна второго этажа открыты, в одном из них появляется лицо ученицы: «Юра ака приехал!» Вот вам и «ака “, хмыкнул я про себя.
Таксист с явным любопытством осматривает комплекс. Вокруг с шумом
носятся махаллинские пацаны, принимая меня за японца, здороваются со
мной «Ариготе», затем с криками прыгают в воду, поднимая фонтаны брызг.
Я лишь облизнул сухие губы.
… Яхши! А что стены не будете красить? Ворота почему деревянные,
надо железные как у новых Байбачи. Солидно! – Чудак… Из окон слышен
характерный звук ткацких станков «так-тах,так–тах». Давно по улочкам
махалли не разносились эти незнакомые звуки.
Без малого сто лет! Немного истории. Ткацкая кустарная
промышленность, с ее богатейшей исторической традиций, высокой
художественной культурой, оставалась одной из развитых отраслей
народного творчества Узбекистана до 20-х годов прошлого столетия. Ее
продукция пользовалась устойчивым спросом и за пределами Средней Азии.
В этом производстве была занята большая часть мастеров и ремесленников
Узбекистана. В Ташкентском уезде насчитывалось более 20 шелкоткацких
мастерских.
Ткачество подразделялось на два основных вида изделий:
производство наиболее демократичных хлопчатобумажных и более дорогих,
богатых шелковых тканей. Выработкой хлопчатобумажных тканей занимались
преимущественно женщины, шелковых и полушелковых – мужчины.
На выработке тканей определенных видов и расцветок специализировались
отдельные города, кишлаки. Были созданы локальные школы художественного
ткачества.
С появлением крупных предприятий мелкие кустарные мастерские пришли в
упадок, сократился выпуск продукции. Мастера, конкурируя с фабричным
производством, пытались улучшить свои изделия, что приводило к
увеличению затрат на сырье и труд, что в конечном итоге приводило к
банкротству мастерской. И если в Ферганской долине насчитывалось 2000
мастерских и частным мастерам удалось выдержать конкуренцию и сохранить
свое производство, то в Ташкенте они постепенно закрылись и уже не
возродились.
Идея возродить и наладить выпуск национальной ручной ткани возникла с
первых лет становления самой галереи «Человеческая О!дежда» - Human
Wear и получила собственное имя Human Made - «Сделано человеком»
Главной задачей этого проекта было подготовить мастерскую и наладить
процесс производства натуральной ручной ткани. Прежде всего после
длительных поисков в старой части Ташкента, «Старом городе», было
найдено удобное для производства место, а именно старинный двухэтажный
дом, постройки конца ХIX и начала XX века. Дом принадлежал зажиточному
купцу. Была проведена частичная реконструкция внутренних помещений, с
последующим ремонтом всего объёма здания, включая фасадную часть.
В отведённом помещении второго этажа были установлены ткацкие станки
для производства ручной ткани, отличительной чертой которых являлось
способность производить ткань шириной до 80см. Станки и всё
сопутствующее оборудование были изготовлены маргиланскими мастерами. В
течение нескольких лет при содействии галереи «Человеческая О!дежда»
три мастера из Маргилана производили традиционную национальную ткань
«икат» из шелка и хлопка.
В 2005 г. получив грант от ЮНЕСКО, на территории двора, примыкающего к
дому, был построен красильный цех, в котором поместили всё оборудование
необходимое для всех процессов крашения нитей и натуральных тканей.
В 2007 г. вновь, получив гранд от ЮНЕСКО, на базе существующей
мастерской мы открыли учебно-производственную школу. Согласно условиям
проекта, в течение шести месяцев три прикомандированных мастера из
Маргилана обучали 12 отобранных учащихся, все они получали заработную
плату и стипендии. В период реализации проекта школу неоднократно
посещали представители местного махаллинского совета и средств массовой
информации. Мы получили множество положительных отзывов.
В настоящее время в мастерской работают несколько ткачих, которые
постоянно производят ручные шелковые и хлопковые ткани. Мастерская
работает как туристическая точка, в которой можно посмотреть все
процессы изготовления ручных тканей, окунуться в атмосферу старинного
дома и старого города, а также выпить чашечку чая с восточными
сладостями.
Приходите и Вы посмотреть на еще один реализованный проект от галереи
«Человеческая О!дежда» и ЮНЕСКО по возрождению подлинных человеческих
ценностей.